Сознательно- го субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей - страница 17


при выполнении трудовой операции станочником или движение рече-

вого аппарата при произнесении слов.

Движение есть физиологическая функция живого организма. Двига-

тельная,, или моторная, функция'у человека появляется очень ра-

но. Первые движения наблюдаются во внутриутробный период разви-

тия, у зародыша. Новорожденный кричит и производит руками и но-

гами хаотические движения, у него проявляются и врожденные комп-

лексы сложных движений; например, сосательный, хватательный реф-

лексы.

130 Врожденные движения младенца предметно не направлены и сте-

реотипны.

Как показывают исследования по психологии детства, случайный

контакт раздражителя с поверхностью ладони новорожденного вы-

зывает стереотипное хватательное движение. Это исходная бе-

зусловнорефлекторная связь между ощущением и движением без

отражения специфики воздействующего предмета. Значительные

изменения в характере хватательного рефлекса происходят в

возрасте от 2,5 до 4 месяцев. Они вызваны развитием органов

чувств, прежде всего зрения и осязания, а также совершенство-

ванием моторики и двигательных ощущений. Длительный контакт с

предметом, осуществляе мый в хватательном рефлексе, происхо-

дит под контролем зрения. Благодаря этому формируется система

зрительно-моторных связей на основе тактильного подкрепления.

Хватательный рефлекс распадается, уступая место условнореф-

лекторным движениям, соответствующим особенностям предмета.

По физиологической основе все движения человека могут быть раз-

делены ,на,.дв.е...ГБуппь1^в^>ож7ен^мые_ (?езу^ловнореф-лек-

торные) и прш^етенаы.е (условнорефлекторные). Подавляющее ко-

личество движений, включая даже такой элементарный, общий с

животными акт, как передвижение в пространстве, человек при-

обретает в жизненном опыте, т. е. большинство его движений

являются условнорефлекторными. Лишь очень незначительное ко-

личество движений (крик, .моргание) являются врожденными.

Двигательное развитие ребенка связано с преобразованием бе-

зусловнорефлекторной регуляции движений в систему условнореф-

лекторных связей.

Огромны прижизненные возможности развития движений человека.

Они включены в различные виды труда обслуживают цежличностные

отношения. Упрочившиеся системы движений Начинают выражать

некоторые индивидуальные особенности Личности. Движения ходь-

бы образуют походку, которая отличает одного человека от дру-

гого. На изменение походки, скорости движения оказывают влия-

ние переживания. Огромное число движений (мимика, жесты) пе-

редают чувства, мысли, отношения. Жесты и мимика выполняют

роль языка знаков. .Звуки речи, создаваемые движением горта-

ни, напряжением голосовых связок, полостью рта, также отно-

сятся к движениям, Юбеспечивающим через звук речи информацию

о психических состояниях человека.

Двигательные способности у людей различны. Они тесно связаны с

двигательными задатками. У балерин, спортсменов, певцов, ак-

теров двигательные способности доводятся до такой степени со-

вершенства, что они становятся объектом эстетического воспри-

ятия.

Система движений, направленных на предмет с целью его присвре-

ния~илй~ изменения, называется действием. В_^отдичде от дви-

женид,,.которые связаны с моторной функцией организма,

к:! 131

действия изначально носят социальный характер: они зависят от

предметов, созданных предшествующими поколениями, с которыми

сталкивается человек.

Самыми простыми действиями являются предметные. Ребенок учится

есть ложкой, мыть руки мылом, вытирать их полотенцем. В самих

предметах, созданных руками человека, заложен способ действия

с ними.

Ребенок постепенно овладевает предметным миром, и соответствен-

но с этим происходит развитие его действий. Из случайных соп-

рикосновений с предметами постепенно развиваются целенаправ-

ленные действия. Появление действий связано с выделением

предметов из окружающей среды и их использованием в соответс-

твии с потребностями ребенка. На первом году жизни выделение

предметов и операции с ними основываются только в чувственном

образе. С развитием речи слово начинает на правлять и регули-

ровать действие, хотя образ и остается по-прежнему важнейшим

его компонентом.

Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на

окружающих людей. Тогда они становятся актом поведения: пос-

тупком, если они соответствуют установившимся в обществе нор-

мам поведения, или проступком, если противоречат им. Классо-

вые нормы морали определяют разноречивую оценку поступка

представителями различных общественных классов. Только в ус-

ловиях социалистического общества складываются единые требо-

вания и оценка поведения всех членов общества.

В психологии различают физические (внешние, моторные) действия

с.предметами и умственные (внутренние, психические) действия

с психическими реальностями. 'Исследования советских психоло-

гов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Н.

Ф. Талызиной показали, что умственные действия формируются

вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во

внутренний план. Перевод внешнего -действия во внутренний

план называется интериоризацией. Рассмотрим это на примере.

Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, прикладывая

их друг к другу. Затем наступает время, когда палочки стано-

вятся ненужными, так как счет превращается в умственное дейс-

твие, отвлеченное от самих предметов и внешнего действия с

ними. Объектом оперирования становятся символы: слова и чис-

ла. Формирование разнообразных умственных действий обеспечи-

вает умственную деятельность на достигнутом человеком уровне

опыта.

Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, прежде

чем приступить к внешней деятельности, направленной на дости-

жение желаемой цели, человек планирует действие в уме, опери-

руя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность нап-

равляется и контролируется умственной деятель-

132 ностью. Реализация умственного действия, вовне^. в виде

действий .

с предметами называется экстериоризацией. Внешняя деятельность

контролируется внутренним планом действия.

Человек сравнивает производимое действие с запланированным,

существующим в виде образов и мыслей. "Умственный план реаль-

ного"действия и регулирование на его основе дви-," жений и

действий названы акцептором, действия. Данный механизм позво-

ляет сравнивать реальный результат с желаемым и вносить кор-

рективы, направленные на достижение окончательной цели. П. К.

Анохин, разработавший понятие акцептора^ действия, определяет

его как аппарат контроля результатов действия и сличения их с

поставленной целью '.

По степени осознанности целей ("зачем я это делаю") и последс-

твий' ("к чему это может привести") действия делятся на -им-

пульсивные и волевые. Импульсивные действия характеризуются

малой степенью осознанности целей и возможных последствий.

Возникший в сознании образ или слово, команда сраз^ же вызы-

вает действие. Импульсивные действия часто встречаются у

младших школьников и подростков-это обычные случаи незлостно-

го, случайного нарушения дисциплины.

Волевые действия .предполагают продуманность целей и возможных

'последствий.

Совокупность^действий, объединенных общей целью и выполняющих

определенную общественную функцию, составляет деятельность.

Психологическая характеристика деятельности. В основе деятель-

ности лежит система движений и предметных действий, интегриро-

ванная в единый комплекс, необходимый для труда в данной области

общественного производства. Деятельность людей является объектом

изучения не только психологии, но и ряда других наук: философии,

политэкономии, социологии, истории, различных производственных

технологий. Для психологии ка тегория деятельности, как уже от-

мечалось, имеет более широкое и фундаментальное значение: жиз-

ненный путь личности тесно переплетен с деятельностью. В ней

формируются профессионально-личностные особенности человека.

Формирующая роль деятельности раскрывается при сравнении пси-

хики людей, занятых в различных областях труда. В развитии пси-

хологической науки выделились отрасли, которые изучают психоло-

гическую специфику деятельности в данном виде труда (психология

космическая, спортивная, педагогическая и т. д.). Описан круг

черт личности, которым отвечает данная деятельность и которые

она формирует. Устойчивые качества личности позволяют по отдель-

ным проявлениям в поведении, а иногда и по внешнему облику опре-

делить профессию

См.: Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлек-

са. М., Медицина, 1968, с. 250. 133 человека. Подтянутость,

внимание к отношениям людей, постановка

голоса, продуманность слов, воздействующих на человека, уме-

ние объяснить просто сложный вопрос, убежденность и многие

другие личностные качества становятся типичными для поведения

учителя.

Знания, чувства, отношения личности регулируют движения и де

йс~тТзия',"^аг1р^^ятат~71^ттетге^ 1теЛ(5м~'ЗТГа'1татг~яа~ра з

- личных^ уровнях отражения р„гул"иругот"'ж^т„льнбсть. Напри-

мер, на уровне ощущений и'восприятии дозируются мускульная

сила, гемп и ритм движений; решение мыслительной задачи нап-

равляется образами и понятиями, зависит от опыта человека.

Регулировка происходит одновременно на разных уровнях. Решая

задачу, ученик мобилизует умственную деятельность, мыс-

ли-гельные процессы, но, производя арифметические вычисления,

он подписывает результаты один под другим, управляя процессом

выполнения действия на уровне восприятия.

Возрастающие требования к быстроте и точности реакций человека

в условиях современного производства заставляют инженеров

вместе с психологами искать новые конструктивные решения

пультов управления технологическим процессом. Это необходимо

для того, чтобы человек, поддерживая заданный режим работы

системы, мог использовать, с одной стороны, различные уровни

психической регулировки, а с другой - различные системы ана-

лизаторов, способные осуществлять контроль и саморегуляцию

производимых действий в соответствии с объективными требова-

ниями деятельности. В отличие от автоматических систем, пси-

хическая регуляция связана с субъективным отражением и пере-

живанием условий деятельности, в которую включен человек.

Человек в деятельности выступает как личность, движимая опреде-

ленными мотивами и преследующая намеченные'цели. В' качестве

л<огй0ов'1йогут~выступить потребности, мысли, чувства и дру-

гие" психические образования. Для, ..о.с.у.ществления дея-

тельности недостаточно, внутренних побуждений. Необходимо

Иметь объект деятелышсхи -и.-.с.ош-йоси.ть побуждения с целя-

ми, которые желает достигнуть личность в результате деятель-

ности.

В мотнвационно-целевой сфере с особой ясностью выступает соци-

альная и классовая обусловленность деятельности. В капиталис-

тическом обществе человека побуждает к деятельности' либо

нужда (невозможность физического существования без работы),

либо нажива (стремление к личному обогащению, удовлетворению

личных потребностей). Принципиально иную основу имеют мотивы

деятельности советских людей, которые трудятся не ради лично-

го обогащения, а для построения коммунистического общества.

На первый план в мотивации деятельности выступает обществен-

ная ценность результатов труда. Конечно, советские люди, на-

ряду с моральной, имеют и материальную заинтересованность в

труде.

134 Поведение человека определяется не врожденными стремления-

ми, а

побуждениями, возникающими под влиянием жизненных условий.

Основой понимания поведения в советской психологии является

марксистсколенинское учение о потребностях. Наряду с органи-

ческими потребностями у человека появляются потребности, по-

рождаемые общественно-историческими условиями жизни. Под вли-

янием изменений окружающего мира изменяются и потребности.

Потребность сама по себе еще не является мотивом целенаправлен-

ного сознательного действия. Для возникновения предметной де-

ятельностинеобходимо соотнести потребность с предметом, кото-

рым'можно удовлетворить потребность. Осознанная потребность

становится мотивом поведения.

Для поведения человека характерна динамичность^ с измене ние-

мосГсТОятеттьетв-могут "изТйенйться и мотивы поведения и

средства, необходимые для достижения цели. Общественно значи-

мый мотив оказывает в конечном счете решающее "влияние на ре-

зультат деятельности.

Одна из задач советской школы - воспитание у учащихся коммунис-

тических мотивов и целей деятельности. В процессе обучения

через внеклассную, пионерскую и комсомольскую работу школа

воспитывает у учащихся отношение к учению как долгу, стремле-

ние к общественно полезному труду как источнику общественного

богатства.

В формировании отнощен.ия,..че.довека^кдеятельности, в станов-

лении мотивационно-целевой сферы исключительное значение и м

еет успех -. яда ^н.е.исае^^.л&ш&пь^й&т^ровен.ь-. .^притяза-

ния личности и уровень достижений.

Успех или неудача влияют на последующую деятельность, преломля-

ясь через особенности личности. В одних случаях успех, подни-

мая человека в собственных глазах, мобилизует силы на дости-

жение новых целей в работе, а в других - может вызвать само-

успокоение.

Можно выделить несколько типичных реакций на неуспех. Не решив

предложенной задачи, человек может или выбирать более простые

с целью удержать успех, или игнорировать неуспех и выбирать

все более сложные задачи, или выяснить причины неуспеха при

решении задач, овладеть приемами выполнения более простых ви-

дов деятельности, а в дальнейшем переходить к более сложным

задачам. Неудача в деле, к которому человек относится положи-

тельно, обманутые надежды на его успешное выполнение вызывают

подавленное состояние. В зависимости от сложившихся черт лич-

ности неприятные переживания могут вызвать либо отказ от

дальнейшей деятельности в данной области, либо упорный и нас-

тойчивый анализ причин неудачи и новые попытки выполнить за-

дание.

Уровень притязания- оценка человеком своих возможностей в дея-

тельности. У гармонически сформированной личности уро-

135 вень притязаний соответствует фактическим возможностям вы-

полнения

деятельности. При высоком уровне притязаний и ограниченной воз-

можности их реализации возникает конфликт личности с коллективом

или с самим собой.

Причины, порождающие несоответствие между притязаниями личнос-

ти и ее возможностями, могут быть объективными и субъективными.

Социалистический строй уничтожил классовые и экономические при-

чины, преграждающие в эксплуататорском обществе возможность

творческого самоутверждения личности в любом деле. Тем большее

значение в условиях строительства коммунизма приобретает пра-

вильное воспитание, которое ликвидирует возможность расхождения

между притязаниями личности и психическими, субъективными воз-

можностями достижения успеха.

При правильном воспитании уровень притязания должен находиться

в соответствии со способностями и трудолюбием личности. Поддер-

живая уверенность учащегося в возможности успеха, учитель однов-

ременно должен объективно и требовательно оценивать результаты

его деятельности, не допуская возникновения необоснованных пре-

тензий. Высокий уровень притязаний нередко помогает человеку

развить свои способности, если человек сам упорно и последова-

тельно стремится к достижению цели.

В притязаниях выявляются мечты, идеалы, оценки человеком своих

способностей, намечаются перспективные линии развития личности,

ее деятельности. Осуществление притязаний в деятельности, поста-

новка новых целей-это мощный фактор развития личности.

Успех в работе зависит от целого ряда обстоятельств. Одно из

них-сочетание элементов творчества со сложившимися стереотипами

выполнения задания. Поиск нового в труде, "живинка в деле" ха-

рактерны для творческой личности. Творчество поднимает деятель-

ность на высшую ступень, двигает вперед производство и науку.

Для самого труженика важно то, что в твор ческом труде происхо-

дит слияние физических, умственных и нравственных сил, обеспечи-

вающих полноту самовыражения личности.

На успех выполнения деятельности влияет состояние личности.

Так, любой вид деятельности вызывает утомление. Утомление - ес-

тественное понижение работоспособности вследствие расхода энер-

гетических ресурсов организма. Усталость - переживание человеком

утомления. Чувство усталости включает отношение человека к рабо-

те, привычку к физическому и умственному напряжению. Если этих

привычек не выработано, то усталость может возникнуть до наступ-

ления физиологического утомления, даже в самом начале работы.

Усталость после трудной, но нужной людям работы связана с бодрым

эмоциональным тоном. Отдых, особенно активный, перемена вида де-

ятельности восстанавливают силы, создают возможность продолжения

деятельности-

136 Объективным показателем утомления является замедление темпа

работы и

снижение ее качества. Исследование работоспособности показы-

вает, что в первые два часа работоспособность повышается,

достигает максимального уровня, а затем наступает ее сниже-

ние. Однообразная, неинтересная работа приводит к тому, что

утомление и усталость наступают раньше, чем в тех случаях,

когда работа увлекает человека.

Учителю необходимо обращать внимание на утомление учащихся. Ор-

ганизация правильного режима деятельности - одна из важных

психологопедагогических задач школы. Чередование уроков, раз-

нообразных по содержанию материала, по степени трудности,

правильная организация отдыха на переменах помогут предупре-

дить утомление и сохранить силы учащихся до конца учебного

дня.

Мотивы и цели деятельности, творчество, утомление в процессе

деятельности тесно связаны между собой и оказывают взаимное

влияние,. Убеждения, взгляды, отношения личности к деятель-

ности определяет характер творческих поисков, возможность

преодоления астенических переживаний ради общественных и лич-

ных целей, которые человек реализует в своем труде.

2. ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ Знания. Знания челове-

ка о мире возникают первоначально в виде образов',

ощущений.и. восприятии. Переработка чувственных данных в_ созна-

нии приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух

формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи предс-

тавления и абстрактны понятия, главное их назначение - организа-

ция и регулирование практической деятельности.

Знания не существуют ради знаний. Они могут значительно обог-

нать уровень существующих потребностей производства, прокладывая

путь будущей практической деятельности, раскрывают возможности

воздействия человека на природу и общество и в конечном счете

всегда включаются в регулирование деятельности.

Присмотритесь, как тесно переплетены знания и действия. И ре-

бенку и взрослому действия с предметами дают одновременно знания

4983049451286412.html
4983190651790240.html
4983354001308127.html
4983459804304236.html
4983562778947751.html