Методические разработки по теме: «Модульное обучение на уроках химии» - страница 3


II Установите соответствие:

  1. Na2S а) сульфат натрия

  2. NaNO3 б) нитрат натрия

  3. Na2SO3 в) сульфид натрия

  4. NaNO2 г) нитрид натрия

  5. Na2CO3 д) карбонат натрия

  6. Na2SO4 е) сульфит натрия



III Даны ионы: K+ , NO3- , SO42- , Ca2+ , PO43- , Al3+.

Постройте максимальное число солей из этих ионов.


Д.З. §21 упр. 1-3.

*Творческое задание: составьте тест по теме «Соли»






^ Блок-модуль темы

«Классификация сложных веществ.

Решение упражнений».


№ У.Э.

Содержание обучения

Управление обучением




И.Д.Ц. Знать классификацию сложных веществ. Уметь определять принадлежность веществ к определенному классу. Уметь составлять формулы веществ и называть их. Проводить расчеты по формулам.





У.Э. 1

Цель: Совершенствование знаний по классификации сложных веществ, номенклатуре.

Руководство к усвоению:

  1. Повторите определение состава оксидов, оснований, кислот, солей.

  2. Запомните схему, представив в общем виде формулы оксидов, оснований, кислот, солей. (обозначте Э – элемент, М- металл) Сложные в-ва



Задание для самоконтроля:

  1. Из списка веществ выпишите отдельно оксиды, основания, кислоты, соли: KOH, HCl, CuO, HNO3, CuSO4, Cu(OH)2, SO2, Nа2SO3

  2. Дайте им названия.



Работа в паре.


Результаты покажите учителю


Сверься с образцом.

У.Э. 2

Цель: Уметь составлять формулы веществ по названию.


Руководство к усвоению:

1.Повторите правила составления формул оксидов, оснований, кислот, солей.

2. Выполни упражнение:

Составьте формулы веществ по названиям:

  1. оксид кальция, гидроксид кальция, сульфат кальция

  2. оксид серы (IV), сернистая кислота, сульфит натрия

Сделай вывод: о возможности одного элемента образовывать соединения, относящиеся к разным классам веществ



Обсудите в паре


Сверься с образцом.


Приготовь ответ.

У.Э. 3

Цель: Уметь находить количество вещества по массе, массу по количеству вещества.

I Задание 1. Выбери из приведенных высказываний те, которые не содержат ошибки:

а) Моль – это минимально возможное кол-во вещества

б) 6,02∙1023 молекул содержится в одном моль любого в-ва

в) 6,02∙1023 молекул содержится в одном грамме любого в-ва

г) Для простых вещвств понятие «молекула» и «атом» равнозначны.

Задание 2. Повторите алгоритм решения задач на нахождение n по m в-ва m и по n.

а). Составьте краткую запись условия задачи.

б). Проанализируйте условия задачи и внесите необходимые физические величины.

в). Выполните необходимые преобразования формул.

г). Выполните расчеты.

д.). Запишите ответ.

Решить задачи:

  1. Какова масса 2,2 моль оксида кальция

  2. Рассчитайте массу 1,5 моль гидроксида кальция

  3. Какое количество серной кислоты содержится в 196 г. ее.

  4. Вычислите число молекул, содержащиеся в 50 г. карбоната кальция



Приготовь ответ.


Проверь ответ у учителя.

У.Э. 4

Цель: Уметь решать задачи на нахождение объема газа по кол-ву и обратные задачи.


Выполни задание: выбери из приведенных высказываний те, которые не содержат ошибки:

а) В одном литре любого газа при одинаковых условиях содержится одно и тоже число молекул.

б) Водород тяжелее гелия, потому что его молекула двухатомная, а гелия – одноатомная.

в) Моль любого газа при н.у. содержит 6,02∙1023 молекул.

г) Моль любого газа при н.у. займет 22,4 л.

Решить задачи:

  1. Какой объем займет 3 моль оксида углерода(II)

  2. Вычислите кол-во вещества углекислого газа объема 11,2 моль

  3. Какое число молекул содержится в 33,6 л. оксида серы(IV)



Проверь ответы у учителя.

У.Э. 5

По завершению работы с модулем выполни работу выходного контроля.

1. Вещества распределите по классам: Na2CO3, KO, H2SO4, Na2O, HNO3, CO2, AlCl3, KOH, Fe(OH)3, P2O5, Ca3(PO4)2 и назовите их.

2. Для солей найдите ст.ок. элементов, заряды ионов, подчеркните кислотные остатки.

  1. Рассчитайте массу 1,5 моль соли-хлорида.

Д.з.§21 упр. 1-3



Работу выполните на листе и сдайте учителю.



^ Блок-модуль темы «Кристаллические решетки».

Лекция.

№ У.Э.

Содержание обучения

Управление обучением

У.Э. 0

И.Д.Ц. Знать агрегатные состояния вещества, понятие о кристаллических и аморфных веществах, типы кристаллических решеток. Уметь приводить примеры в-в с различными типами кристаллических решеток. Знать формулировку закона постоянства состава вещвств.




У.Э. 1

Цель: Определить исходный уровень знаний о состояниях в-ва.


Задание 1. Проведите тестовую работу по агрегатным состояниям вещвства.

2.Проверь правильность выполнения тестовой работы.

3.Определи уровень своих знаний.

4.Проанализируй ошибки.



Проверь ответы у учителя.

У.Э. 2

Цель: Получить представление о кристаллических решетках.

Лекция. План:

  1. Два твердых состояния в-ва: аморфное и кристаллическое.

  2. Кристаллические в-ва а) общие физические св-ва

б) понятие о кристаллических решетках

3. Типы кристаллических решеток: а) атомные

б) молекулярные

в) ионные

г) металлические

4. Взаимосвязь между типами кристалл. решетки и физическими св-вами вещества.

5. Зависимость типа кристаллической решетки простых веществ от их положения в П.С.Х.Э.

6. Закон постоянства состава веществ.


Делайте краткие записи в тетради.


Демонстрация таблиц.

У.Э. 3

Цель: Усвоить понятие о кристаллических решетках.


Задание 1. Ответь на вопросы:

а) Чем отличаются ионные и атомные кристаллические решетки

б) Что общего в физ. свойствах веществ с ионными и атомными решетками и чем это объясняется.

в) Чем обусловлены физ. свойства веществ с молекулярной кристаллической решеткой.

г) Вещество плавится при 80˚. Какой тип решетки можно у него предположить.

д) Что общего между решетками ионными и металлическими

2. Заполнить таблицу.

Тип решетки

Виды хим. связи в основе

Частицы, образующие решетку

Относительная величина сил, удержив. реш.

Физич. св-ва

Примеры.

Атомная
















Ионная
















Молекул.
















Металлич.





















Приготовь ответ.


Сверься с образцом.




Сделай вывод: по каким св-вам вещества можно определить тип его кристаллической решетки.




У.Э. 4

После работы над модулем, проверь свои знания по теме «Кристаллические решетки».

Задание-карточка:

А. Какой тип кристаллической решетки у следующих широко используемых в быту веществ: лед, сахар, поваренная соль, речной песок.

Б. Назовите вид связи в этих веществах.

В. Приведите еще по одному примеру веществ с данным типом решетки.


Д.З. §22, упр. 1, 5*.



Ответ обоснуйте.


Ответы проверит учитель.



^ Блок-модуль темы «Чистые вещества и смеси».


№ У.Э.

Содержание обучения

Управление обучением

У.Э.0

И.Д.Ц. Знать понятие о чистых веществах и смесях, хим. анализе, способах разделения смесей. Правила обращения с лабораторным оборудованием.




У.Э. 1

Цель: Знать понятия о чистом в-ве и смеси.


Задание: Прочитайте по учебнику 1 и 2 абзац §23 О.С. Габриелян

Ответьте на вопросы:

  1. Приведите примеры смесей: жидких, твердых, газообразных.

  2. Вспомните физ. свойства H2O.

  3. На основании каких свойств морскую воду относят к смесям

  4. Для чего требуются чистые вещества.

Сделай обобщение: какие вещества можно считать чистыми.



Работа с учебником.


Приготовь ответ.

У.Э. 2

Цель: Знать классификацию смесей.


Задание 1. Прочитайте 3,4 абзац стр. 83

2.Постройте схему, отражающую классификацию смесей.

3. Приведите примеры различных типов смесей по агрегатному состоянию компонентов.

Сделай вывод:

  1. Будут ли смеси, содержащие одинаковые в-ва в разном соотношении, обладать одинаковыми свойства.

  2. Что нужно сделать чтобы определить состав смеси.



Работа в тетради.


Сверься с образцом.


Ответ мотивируйте.

У.Э. 3

Цель: Знать смысл и применение хим. анализа.


Задание 1. Запишите в тетрадь понятие химического анализа.

Химический анализ – это метод, с помощью которого устанавливают состав смеси.

2.Назовите те области, где на ваш взгляд применяется метод химического анализа.

3. Послушай сообщение учащегося о применении хим. анализа.



Работа в тетради.


Приготовь ответ.

У.Э. 4

Цель: Знать способы разделения смесей.


Задание 1. Запиши в тетрадь схему, отражающую разделение однородных и неоднородных смесей.

Неоднородные


Отстаивание Фильтрование Действие магнитом


Однородные


Выпаривание Кристаллизация Дистилляция Хроматография

2.Приведи примеры очистки веществ.

3. Посмотри опыты, позволяющие разделять смеси. Прослушай объяснения учителя.

Сделай вывод: на чем основаны методы разделения смеси.



Работа в тетради.


Приготовь ответ.

У.Э. 5

После работы над модулем выполни задания выходного контроля:

А. Заполни таблицу, приведя примеры соответствующих смесей.


Б. Укажите способы разделения смесей:

Агрегатное состояние

Примеры смесей

Твердое – твердое




Жидкое – твердое




Жидкое – жидкое




Газообразное – твердое




Газообразное – жидкое




Газообразное – газообразное







1. Вода и сахар 2. Медные и железные опилки 3. Вода и глина

В. Предложите способы очистки домовых выбросов из труб

Д.З. §24 упр. 4



Проверьте правильность выполнения друг у друга, используя образец.



^ Блок-модуль темы «Массовая и объемная доля компонентов в смеси».


№ У.Э.

Содержание обучения

Управление обучением

У.Э. 0

И.Д.Ц. Знать определение массовой доли. Уметь проводить расчеты с использованием понятия «доля».

Перед работой над блоком-модулем проверяем материал о кристаллических решетках.




У.Э. 1

Цель: Знать определение массовой доли растворенного вещества.


Задание 1. Прочитайте §24 стр. 85.

2.Запишите в тетрадь определение понятия «массовая доля» и формулу ее расчета.

Ответь на вопросы:

  1. Из чего состоит раствор?

  2. Приведите примеры растворов.

  3. Для чего нужно знать массовую долю раствора?

Задание для самоконтроля: самостоятельно выведи производные формулы.



Работа с учебником.


Работа в тетради.


Приготовь ответ.

Сверься в паре.

У.Э. 2

Цель: Научиться решать задачи на растворы с использованием понятия «доля».


Задание 1. Прочитай и осмысли решение задач 1и 2 стр. 86

2.Запиши условие задачи в тетрадь.

Задача: В 250 г. воды растворили 50 г. соли. Какова массовая доля соли в полученном растворе?

Решение: Масса полученного раствора составит

m(р-ра) = m(соли)+m(H2O)

m(р-ра) = 50 г.+ 250 г. = 300 г.

Найдем массовую долю соли в растворе.

w = m(соли)/m(р-ра)

w = 50/300 = 0,18 или 18%

Ответ: 18%.

Задачи для самостоятельного решения:

  1. Сколько потребуется соли и воды для приготовления раствора массой 180 г., с массовой долей растворенного вещества 20%. Пояснения к задаче: Масса воды и масса соли в сумме дадут 180 г. Так как известна массовая доля, можно найти массу соли, а затем массу воды.

  2. Сколько надо взять соли для приготовления 0,5 л. раствора с массовой долей соли 16%. Плотность такого раствора 1,1 г/см3. Пояснение к задаче: В этой задаче дан объем раствора и его плотность, следовательно, можно найти массу. А дальше решение задачи будет похоже на предыдущую.

  3. К 60 г. раствора соли с массовой долей растворенного вещества 10% добавили 20 г. воды. Определите массовую долю вновь полученного раствора. Пояснение к задаче: В этой задаче по данным изначального раствора можно найти, сколько в нем было соли. Это же количество соли останется и после того, как добавят 20 г. воды. Значит, изменится только масса раствора, а следовательно его массовая доля.

  4. Смешали 150 г. раствора с массовой долей серной кислоты 10% и 250 г. раствора с массовой долей серной кислоты 8%. Определите массовую долю кислоты в полученной смеси. Пояснение к задаче: В этой задаче можно в обоих растворах найти массу растворенного вещества. При сливании растворов масса растворенного вещества будет равна сумме растворенных веществ обоих растворов.

Если возникли затруднения в решении задач, обсуди в паре или обратись к учителю.



Используйте оформление подобное в задаче 1,2 учебника.


Проверьте правильность решений по образцу.

У.Э. 3

Цель: Уметь проводить расчеты с использованием понятий «массовая доля примесей»


Задание 1. Вспомни типы смесей.

2.Определи, на какой тип смеси решались задачи в У.Э. 2.

  1. Рассмотрим решения задач на смеси: твердое в-во – твердое

  2. Запишите формулы для расчетов w(в-ва) = m(в-ва)/m(см) w(пр) = m(пр)/m(см)

  3. Выведите производные формулы

  4. Запишите зависимость между w(в-ва) = 100% - w(пр)

Запишите в тетрадь условие задачи и решение.

Задача: Определите количество вещества карбоната кальция в 200 г. известняка, содержащего 20% примесей.

Решение: Рассчитаем массовую долю CaCO3.

w(CaCO3) = 100% - w(пр) w(CaCO3) = 100% - 20%=80%

или 0,8%.

Найдем массу CaCO3 m(CaCO3) = w ∙ m(изв)

m(CaCO3) = 0,8 ∙ 200 = 160(г)

М(CaCO3) = 100 г/моль

n = m/M n(CaCO3) = 160/100 = 1,6(моль)

Ответ: 1,6 моль

Задачи для самостоятельного решения:

  1. Вычислите массу природного образца известняка, если известно, что он содержит 15% примесей, что составляет массу в 10 г. Пояснения к задаче: Для решения в этой задаче нужно воспользоваться производной формулой.

  2. Определите количество золота в сплаве массой 5 г., если известно, что его массовая доля 78% Пояснение к задаче: Для решения этой задачи вначале потребуется найти массу золота в сплаве. А затем, воспользовавшись его молярной массой, найти количество.

Если возникли затруднения при решении задач, обратись к соседу по парте или учителю.



Приготовь ответ.


Работа в тетради.


Сверься с образцом.

У.Э. 4

Цель: Знать понятия объемной доли компонента в газовой смеси.


Задание 1. Причитайте стр. 86.

2.Запиши в тетрадь формулу нахождения объемной доли вещества в газообразной смеси.

  1. Выведи производные формулы.

  2. Прочитай условия и осмысли решение задач 3 и 4 на стр. 87.

  3. Запиши условие и решение задачи в тетрадь.

Задача:

Газовая смесь содержит 2,24 л. кислорода и 3,36 л. углекислого газа. Определите его объемную долю в смеси.

Решение:

Для расчета потребуется объем смеси.

V(см) = V(O2) + V(CO2) V(см) = 2,24 + 3,36 = 5,6(л)

Найдем объемную долю CO2

φ(CO2) = V(CO2)/V(см) φ(CO2) = 3,36/5,6 = 0,6 или 60%

Ответ: 60%

Задачи для самостоятельного решения:

  1. Вычислите объем смеси газов, в котором 12 л. азота составляют 80% от общего объема. Пояснение к задаче: Эту задачу нужно решить, преобразовав формулу нахождения объемной доли.

  2. Определите объемную долю газов в смеси, состоящей из 1,4 г. водорода и 5,6 г. азота. Пояснение к задаче: Чтобы найти объемную долю газов нужно знать объем и смеси и объем каждого газа. Чтобы найти объем газа нужно найти его количество. Общий объем смеси будет равен сумме объемов газов водорода и азота.

Если возникли затруднения в решении задач, обратись к соседу по парте или учителю.

Сделай вывод о том, что все рассмотренные типы задач сходны.


Д.З. §24 зад. 1-7.



Работа с учебником.

Работа в тетради.


Сверься с образцом.


Работа в тетради.


Оформляйте задачу как в учебнике №3,4 стр.82


Правильность решения проверь по образцу.



^ Контрольная работа по теме «Классы химических соединений. Расчеты по химическим формулам».


Задание 1. Из приведенных формул выпишите отдельно оксиды, основания, кислоты, соли и дайте им названия.

^ 1-ый уровень: NaOH, H2SO4, Li2O, MgCl2.

2-ой уровень: NaCl, KOH, P2O5, Ba(OH)2, BaSO4, Fe2O3, H3PO4, HCl.

3-ий уровень: K2O, KOH, CaCO3, HCl, CaO, Fe(OH)3, KNO3, HNO3, H2SO3, CO2, Ca(OH)2, Al2(SO4)


Задание 2. Составьте формулы в-в по названиям, используя таблицу растворимости.

^ 1-ый уровень: хлорид цинка, фосфат натрия.

2-ой уровень: сульфат магния, хлорид кальция, нитрат цинка.

3-ий уровень: нитрат бария, хлорид цинка, сульфат кальция, хлорид магния.

Определите степень окисления неметалла кислотного остатка.


Задание 3.

1-ый уровень: Для гидроксидов H2SO4 и Fe(OH)3 постройте формулы соответствующих оксидов.

2-ой уровень: Рядом с формулой оксида напишите соответствующий гидроксид

а) Li2O – в) MgO –

б) SO3 – г) CO2 –

3-ий уровень: Для соли сульфата меди запишите формулы гидроксидов, образовавших соль, соответствующие гидроксидам оксиды.


Задание 4.

1-ый уровень: Какой объем займет при н.у. кислород массой 64 г.

2-ой уровень: Найдите объем при н.у. и число молекул, содержащихся в 32 г. углекислого газа.

3-ий уровень: Найдите сколько всего атомов в 9 г. воды.
4978888768687307.html
4978993289302863.html
4979026500271975.html
4979115302188390.html
4979249292907391.html