3.7. Нормативно-правовое обеспечение управления ОУ - Развернутый публичный доклад моу «Средняя общеобразовательная...


3.7. Нормативно-правовое обеспечение управления ОУ.

^ Управления школой осуществляются в соответствии со следующими нормативными документами и рекомендациями:

1. Законом Российской Федерации «Об образовании».

2. Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196.

3. Типовым положением об общеобразовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 223 ( в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 года № 212).

4. Национальной доктриной образования, утвержденной Правительством Российской Федерации 4 октября 2000 г. (Постановление Правительства РФ № 751 от 4.10.2000г.);

5.Концепцией модернизации российского образования и Федеральной программой развития образования на период до 2010 года.

6. Образовательной инициативой «Наша новая школа».

7.. СанПиН 2.4.2. 1178 – 02, утвержденные постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 года, № 44.

8. Уставом ОУ, локальными актами.

    1. Выявленные проблемы.

Анализ проблем школы и их причины.

Несмотря на наличие факторов успешности деятельности педагогического коллектива, остаются проблемы: недостаточное использование новых педагогических и ИТ в УВП, неумение видеть в учениках и их родителях равноправных участников УВП. Не всегда реализуются в полной мере потенциальные возможности педагогов, необходимо продолжить работу по совершенствованию педагогического мастерства по овладению методикой системного анализа результатов УВП, по вовлечению педагогических кадров в инновационную деятельность. Недостаточная мотивация учащихся к обучению.

^ Недостаточное внимание родителей к учебно-воспитательному процессу.


Анализ современного состояния образовательной системы школы позволил определить ее основные конкурентные преимущества:

  1. Авторитет школы в окружающем социуме и среди образовательных учреждений района Бежицкого района;

  2. Квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу общеобразовательного учреждения;

  3. Значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию;

  4. Система работы с родителями, поддержка ими инновационных процессов в школе;

  5. Развитие ученического соуправления;

  6. Система и координация деятельности всех структур образовательного учреждения;

  7. Соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса.


Вместе с тем анализ внутренних факторов позволяет выявить и недостатки в работе коллектива и их причины:

  1. Остается нерешенной проблема повышения качества образования, соответствующего требованиям современного информационного общества

  2. Для сохранения конкурентноспособности школы и увеличения контингента учащихся, недостаточно предоставления образовательных услуг в 9-11 классах по двум

(социально-гуманитарному и информационно- математическому) профилям, разработанным школой.

  1. Созданная модель информационной образовательной среды (ИОС) школы, требует дальнейшей развития и усовершенствования.

  2. Библиотека школы не является полноценным звеном ИОС школы, ее составной частью. Имеет слабую материальную и фондовую базу. Наблюдается снижение интереса учащихся к чтению.

  3. Недостаточная подготовленность педагогических кадров к работе в условиях возрастающей информатизации образовательного процесса;

  4. Противоречие между использованием традиционных методов и приемов работы с учащимися и индивидуальным уровнем усвоения материала каждым учеником;

  5. Недостаточная материально – техническая база;

  6. Неумение или нежелание некоторых педагогов видеть учащихся и родителей равноправными участниками образовательного процесса, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к ним;

  7. Тревожными является симптомы, указывающие на ослабление здоровья учащихся и учителей. Появилась необходимость не только пропаганды здорового образа жизни, но и создания особого корпоративного здоровьесберегающего стиля жизни всех членов образовательного процесса школы.


^ 3.9. Приоритеты в организации и содержании управления ОУ.

- Соблюдение Устава, локальных актов, Правил внутреннего трудового распорядка, Правил поведения учащихся всеми участниками учебно-воспитательного процесса;

- Координация деятельности органов самоуправления ОУ;

- Повышение квалификации, профессионального мастерства и творческого роста педагогического коллектива школы;

- Обеспечение качественных образовательных услуг в соответствии со стандартами образования;

- Обеспечение качественных услуг по дополнительному образованию учащихся;

- Создание здоровьесберегающей и безопасной среды всем участникам учебно-воспитательного процесса.


4. Условия осуществления образовательного процесса, в т. ч. с учетом материально-технической базы, кадров.


4.1.Службы сопровождения управления ОУ (методическая, психологическая, информационная).


^ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

В 2010-2011 УЧЕБНОМ ГОДУ


Основной целью школьной психологической службы является психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, то есть создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребёнка в ситуациях школьного взаимодействия.

Для реализации данной цели в 2010 – 2011 учебном году психологом школы были поставлены следующие задачи:

1. Психологическое сопровождение процесса адаптации в 1-х, 5-х и 10-х классах.

2. Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения:

2.1. Выявление интереса учащихся 8-х классов к изучению отдельных дисциплин в рамках предпрофильной подготовки

2.2. Проведение углубленной диагностики профессиональных интересов и склонностей учащихся 9-х классов с целью отбора в профильные классы.

3. Психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки к ЕГЭ и ГИА.

  1. Психологическое сопровождение будущих первоклассников и их родителей при приеме в школу.




  1. Психологическое сопровождение процесса адаптации в 1-х, 5-х и 10-х классах

Работа велась по следующим направлениям:

    1. психологическая диагностика (изучение уровня тревожности, школьной мотивации, уровня интеллектуального развития, межличностных взаимоотношений в классе, а также анкетирование родителей и учащихся)

    2. консультативная работа с педагогами и родителями

      • семинар для учителей, работающих в 5-х классах (цель – знакомство с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения с детьми и помощи им)

      • родительское собрание «Возрастные психологические особенности пятиклассников»

      • «круглый стол» по проблеме адаптации учащихся 5-х классов

      • родительское собрание «Адаптация первоклассников к обучению в школе»

      • семинар для учителей, работающих в 1-х классах

      • индивидуальные консультации для родителей, учителей, учащихся




    1. профилактическая и коррекционно-развивающая работа

    2. аналитическая работа (осмысление проводимой психологической работы, деятельности по адаптации детей, оценку эффективности работы).


Обратимся к полученным результатам.


1-ые классы


Исследование уровня тревожности учащихся 1-х классов показало, что большинство уч-ся (66%) имеют нормальный уровень тревожности, 36% имеют высокую школьную мотивацию и 61% уч-ся имеют положительное отношение к школе по внешней мотивации. Таким образом, процесс адаптации учащихся 1-х классов можно считать успешным.


5-ые классы

Результаты теста тревожности:



1 – общая тревожность в школе

2 – переживание социального стресса

3 – фрустрация потребности в достижении успеха

4 – страх самовыражения

5 – страх ситуации проверки знаний

6 – страх не соответствовать ожиданиям окружающих

7 – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

8 – проблемы и страхи в отношениях с учителями


Анализируя полученные результаты, можно сказать, что у учащихся 5-х классов тревожность практически по всем факторам в конце года снизилась (за исключением 2 и 3 факторов), что в целом свидетельствует об эффективности проводимых мероприятий по адаптации учащихся.


10-е классы


Исследование процесса адаптации в 10-х классах показало, что общий эмоциональный фон учащихся - благоприятный, т.к. большинство учащихся имеют нормальный уровень тревожности по всем шкалам. Уровень мотивации учебной деятельности - высокий, что говорит об эффективности образовательного процесса. Уровень развития интеллектуальных способностей уч-ся указывает на то, что ученики имеют возможности для успешного осуществления учебной деятельности на старшей ступени обучения.


^ 2. Психологическое сопровождение предпрофильного обучения

    1. Выявление интереса учащихся 8-х классов к изучению отдельных предметов в рамках предпрофильной подготовки


. С целью изучения отношения учащихся к учебным предметам психологом школы была проведена методика «Отношение к предметам».

В результате был получен следующий рейтинг учебных предметов (общий итог):

Место

8 А

8 Б

1

информатика

литература

информатика

2

технология

3

Биология

Технология

ИЗО (музыка)

физкультура

4

История

музыка

5

6

Физкультура

литература

7

ОБЖ

краеведение

8

Химия

ОБЖ

9

Иностранный язык

Химия

10

Русский язык

Обществознание

11

Алгебра

Биология

12

Физика

География

13

География

Русский язык

14

Обществознание

Алгебра

15

История

Физика

16

Геометрия

Иностранный язык

17

Краеведение

Черчение

18

Черчение

геометрия



^ 3.2. Углубленная диагностика в 9-х классах с целью отбора в профильные классы

Цель диагностики – не только сбор информации об учащихся для принятия обоснованного решения о выборе профиля обучения, но и активизация процесса профессионального самоопределения.

По результатам проведенной работы учащимся был рекомендован один (несколько) из следующих профилей обучения:


Необходимо указать на ряд типичных сложных случаев, с которыми пришлось столкнуться в ходе психологического сопровождения предпрофильного обучения:

  1. низкая мотивация учащихся (подростки, которые не проявляют интереса ни к одному из предметов, ни к одному из видов деятельности)

  2. проблема выбора из нескольких равноценных вариантов (хорошая успеваемость по многим предметам и высокая степень заинтересованности в различных областях знания)

  3. противоречие между мотивацией и способностями

  4. конфликт интересов детей и родителей

Чтобы избежать указанных выше трудностей, отбор в профильные классы следует рассматривать не как разовый «замер» психологических особенностей учащихся, а как средство формирования реалистического представления о себе, как элемент систематической психолого-профориентационной работы в школе. Такая работа велась бы более эффективно при условии введения курса «Выбор профессии» для учащихся 9-х классов.


  1. ^ Психологическое сопровождение подготовки к ЕГЭ

С учащимися 11 - х и 9-х классов были проведены классные часы по подготовке к ЕГЭ и ГИА.

Цель – отработка с учащимися стратегии и тактики поведения в период подготовки к ЕГЭ и ГИА, обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.

Кроме того, выпускникам были предложены памятки с рекомендациями по поведению до и в момент экзамена, советы по организации времени в период подготовки к экзаменам и т.д.

Среди трудностей, с которыми пришлось столкнуться при реализации задачи психологической подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА, следует отметить отсутствие системности в данной работе. В качестве решения хочется предложить цикл тренинговых занятий, а не 1-2 классных часа.

Кроме того, было выступление на родительском собрании на тему «Как помочь успешно подготовиться к экзаменам»


  1. ^ Психологическое сопровождение будущих первоклассников и их родителей при приеме в школу

В марте прошло родительское собрание «Психологическая готовность к школе: что это такое?»

Было проведено 111 консультаций для родителей будущих первоклассников, в ходе которых проходила экспресс-диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению и давались рекомендации родителям по подготовке детей к школе.

Экспресс-диагностика показала, что 52% детей готовы к школе, 43% - готовы относительно, 5% имеют низкий уровень готовности к школьному обучению.

Подводя итог, можно сказать, что в целом поставленные задачи были выполнены, но необходимо указать на ряд недостатков и трудностей, с которыми пришлось столкнуться:

    1. По-прежнему, большую часть работы составляет диагностическая работа.

    2. Недостаточное понимание роли психолога в школе, которого воспринимают как «скорую помощь» для «проблемного» ученика. Хотя на самом деле работа должна вестись в системе «психолог – учитель – родители». Поэтому необходимо наладить взаимодействие с учителями и родителями (проведение родительских собраний).

    3. Невозможно качественно и эффективно выполнять поставленные задачи по психологическому сопровождению учебно-воспитательного процесса на 0.5 ставки педагога-психолога


Задачи на 2011-2012 учебный год:

1. Психологическое сопровождение процесса адаптации в 1-х , 5-х и 10-х классах.

2. Психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки к ЕГЭ и ГИА.

3. Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения:

    1. Выявление интереса учащихся 8-х классов к изучению отдельных дисциплин в рамках предпрофильной подготовки

3.2. Проведение углубленной диагностики профессиональных интересов и склонностей учащихся 9-х классов с целью отбора в профильные классы.

  1. Психологическое сопровождение будущих первоклассников и их родителей при приеме в школу.

  2. Определение уровня готовности учащихся 4-х классов к обучению в среднем звене школы.

  3. Проведение профилактических занятий с учащимися 8-11-х классов по программе «ЛадьЯ»



^ АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ

В 2010-2011 УЧЕБНОМ ГОДУ


В 2010-2011 учебном году школа работала над темой

«Повышение качества образовательных услуг посредством внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий и интеграции воспитательных усилий школы, семьи и общества в деле воспитания гражданина»

и целью своей работы ставила активизацию деятельности коллектива школы в вопросе использования информационно-коммуникационных технологий для повышения качества образовательных услуг, совершенствование процесса развития и самореализации личности учащихся, воспитания гражданского самосознания.

Методическая службы школы ставила следующие задачи для реализации поставленной темы:

- создание комфортных психологических условий с целью успешной организации учебно-воспитательного процесса

- координация действий семьи и школы в организации различных форм работы по пропаганде здорового образа жизни, формированию стереотипов поведения

- создание благоприятных условий по удовлетворению потребностей личности в образовательной подготовке

- внедрение в учебный процесс индивидуальных программ развития, информационно-коммуникационных технологий

- привлечение учащихся школы, родительской общественности, педагогического коллектива школы к активному участию в творческих конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах, соревнованиях, выставках различного уровня

- систематизация работы над развитием творческой личности, уровнем воспитанности и здоровьем учащихся

Анализ проводившейся методической работы показал, что мы успешно справились со многими из поставленных задач: достигнут уровень качества преподавания до 45,3 %.

Этого во многом удалось достичь благодаря проведению планомерной работы по повышению учебной мотивации учащихся, развитию творческих способностей работников педагогического коллектива и учеников и, согласно теме школы, благодаря организации работы по внедрению в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий.

Педагогический коллектив школы осуществлял работу под руководством методического совета школы согласно комплексно-целевой программе «Педкадры - 2010-2011», которая в целом выполнена.

В течение года в системе реализации методической темы школы были проведены три тематических педагогических совета:

«Создание единого пространства гражданско-патриотического воспитания школьников» - заместитель директора по ВР - Лукашенко Галина Валентиновна

«Новые педагогические технологии и их использование в УВП» - заместитель директора по УВР Машкина Татьяна Михайловна

«Информационно-коммуникационные технологии – важная составляющая современного учебно-воспитательного процесса» - заместитель директора по УВР Машкина Татьяна Михайловна

Их проведение позволило организовать работу по общешкольной педагогической проблеме.

Педагогические советы ставили задачи для организации работы по:

В рамках методической работы прошли заседания методического совета школы:

  1. «Планирование работы м/с и предметных м/о на новый учебный год. Утверждение программ элективных курсов и спецкурсов)»,

  2. «Утверждение планов работы МО школы, основных направлений инновационной деятельности и инновационного банка школы в новом учебном году»,

  3. «Новые педагогические технологии» (в рамках подготовки к педсовету),

  4. «Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе» (в рамках подготовки к педагогическому совету),

  5. «Экспертиза и утверждение экзаменационных материалов»,

  6. «Итоговое заседание (подготовка отчета о проделанной работе).

Выступления участников заседания методического совета основывались на данных, звучавших на тематических заседаниях предметных методических объединений: «Формы, методы и приемы активизации познавательной и творческой деятельности учащихся в современной школе», « Самообразование – основа успешной работы учителя. Отчет о результатах работы над темами самообразования».

В течение учебного года учителями школы посещались мероприятия, проводимые по линии ГИМЦ, проводились срезы знаний по материалам, присланным из ГИМЦ. Практически все учителя имели возможность участвовать в работе теоретических и практических семинаров, проводимых в различных школах города. Была предоставлена такая возможность и в стенах нашей школы.

Курсы для учителей начальных классов «Стандарты второго поколения» прошли учителя четвёртых классов Шилина О.Н., Комарова С.Р.

Шилина О.Н. на совещаниях и методических объединениях проводила работу по ознакомлению учителей с основами новых стандартов и программ обучения.

Ежемесячно учителя вторых классов Клюзина Л.И., Акимушкина Г.Е., Белова О.В., Пучкова Т.А. посещали семинары по основам православной культуры в духовной семинарии г. Брянска.

В январе 2011 года учитель начальных классов Шилина О.Н. посетила семинар в школе № 2, где состоялась презентация комплекта учебников «Перспективная начальная школа», после семинара состоялось методическое объединение, на котором она познакомила всех учителей с новыми учебниками, были рассмотрены как положительные, так и отрицательные стороны комплекта.

В декабре 2010 года учитель начальных классов Прудникова А.И. посетила семинар молодых специалистов на тему: «Становление профессиональной и правовой компетентности современного педагога».

Активная работа в плане курсовой подготовке проводилась в методическом объединении учителей истории и иностранного языка. 11-16 октября 2010 года прошла, курсы повышения квалификации Ларина Н.А. 20 декабря 2010 года в гимназии № 7 присутствовала Галушко Н.И. на теоретическом семинаре учителей английского языка «Современные педагогические технологии в федеральных учебниках по английскому языку».

22 декабря 2010 года и 26 января 2011 года семинар для учителей обществоведческих дисциплин «Подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию» – посетила учитель истории и обществознания Астраханова Е.А.

10 февраля 2011 года семинар для учителей обществоведческих дисциплин – посетила учитель истории и обществознания Ларина Н.А.

Курсы повышения квалификации по теме «Новые тенденции в преподавании обществознания» с 14-29 марта 2011 года прошла учитель истории и обществознания Машкина Т.М.

В плане курсовой подготовки методического объединения учителей математики прошла курсы Потерянова И.А. на базе БИПКРО с 8 ноября по 15 декабря 2010 года по теме «Модернизация системы итогового контроля и оценки достижений учащихся. ЕГЭ и ГИА как форма государственной итоговой аттестации выпускников».

Котенкова О.М. учитель информатики присутствовала на телеконференции «Информационное пространство «Школа – Управление образования» 3 ноября 2010 года, 17 февраля 2011 года в БИПКРО посетила областной семинар «Современные УМК по информатике: для общеобразовательных школ».

Котенкова О.М. и Михеенко Е.Н. 22 октября 2010 года посетили теоретико-практический семинар для учителей информатики «Возможные решения компьютерного класса на базе Линукса», 11 февраля 2011 года круглый стол по вопросам информатизации.

В ходе анализа выявлен низкий уровень подготовки учителей школы в рамках курсовой, семинарской и методической работы за 2010-2011 учебный год.

В этой связи необходимо активизировать работу МО в плане данной подготовки, охватив более широкий круг преподавателей.

В течение года прошли учебно-методические семинары в рамках Лаборатории поддержки творческих учителей:

  1. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования:

  2. Владение информационно-коммуникационными технологиями – важная составляющая современного учебно-воспитательного процесса

  3. Подведение итогов декады методического мастерства

  4. Семинар с учителями-предметниками «Формы и правила подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА»

На семинарах силами членов методического совета, а также творческих групп были раскрыты особенности информационно-коммуникационных технологий обращено пристальное внимание на содержание Интернет-контента в области методики преподавания учебных дисциплин, сделаны первые практические шаги в освоении непосредственно самого компьютера – были проведены занятия с учителями, направленные на формирование первичных знаний о работе на компьютере, а также занятия по совершенствованию работы в офисных программах для учителей, владеющих основами компьютерной грамотности.

К сожалению, не удалось провести серию практических занятий по работе в сети Интернет в силу объективных причин – школа подключена к лимитному тарифу, трафика которого хватает лишь на обновление антивирусных программ и использование электронной почты.

Следует отметить все же и недостаточную активность ряда учителей, которые не владеют компьютером и не откликнулись на призывы к участию в занятиях по повышению компьютерной грамотности. Работа в данном направлении должна активно вестись и в последующие годы.

Проходившаяся курсовая подготовка учителей на базе БИПКРО, с целью повышения профессионального уровня дала возможность аттестоваться ряду педагогов:

1 педагог - вторая категория, 3 педагога – первая категория, 2 педагога – высшая.

Заявили о намерении участвовать в аттестации в будущем учебном году 10 человек, 20 нуждаются в прохождении курсов.

Методическая работа в течение года осуществлялась силами шестью методическими объединениями: филолого-эстетических наук; естественных наук; общественных наук и иностранных языков; математического цикла; спортивно-технологических наук и ОБЖ; начальных классов и ГПД.


^ СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА ШКОЛЫ



4970262564771939.html
4970371812414868.html
4970460569983562.html
4970615993006588.html
4970693023781322.html